02.02.2010
Оформление земельных участков в собственность — процесс хлопотный и довольно долгий. На то, чтобы собрать все необходимые для этого документы, может понадобиться немало времени и сил, однако в некоторых аспектах земельного права государство идет на встречу землевладельцам, значительно упрощая перевод земли в частную собственность.
Одним из таких шагов стал законопроект о дачной амнистии, концепция которого во многом перекликается с идеей приватизации. Согласно ему, собственники земли, некогда получившие ее от предприятий либо иными способами, не располагающие правоустанавливающими документами на свои участки, получают возможность оформить землю в собственность по упрощенной и ускоренной схеме. Несмотря на то, что амнистия прозвана дачной, действие законопроекта распространяется также и на гаражные и жилые постройки, в том числе и расположенные на территории городов.
В рамках данного законопроекта была снижена госпошлина на регистрацию права собственности на земельные участки. Также был расширен список документов, которые могут расцениваться как правоустанавливающие. Благодаря этому доказать право собственности на занимаемый участок стало проще. Некоторые изменения в земельном праве коснулись и построек, расположенных на земельных участках — их легализация, являющаяся раньше достаточно сложной процедурой, теперь стала максимально простой.
Эта инициатива, безусловно, является очень полезной для землевладельцев. Есть в ней своя выгода и для государства. Ранее неучтенные земли никак не участвовали в налогообложении, не могли выступать в качестве залогов и т.д. Теперь, бесплатно передавая их в собственность фактическим владельцам, государство получает возможность взыскивать земельный налог с данных участков, что становится еще одной статьей доходов для местных бюджетов. Одновременно с введением упрощенных схем перевода земельных участков в собственность граждан был продлен и срок бесплатной приватизации жилых помещений. Более того, если раньше приватизировать можно было только то жилье, которое передавалось по договору социального найма до 1-го марта 2005-го года, то теперь это ограничение не действует. Сама бесплатная приватизация останется возможной до 01-го марта 2010-го года.
На этом власти решили не останавливаться — дальнейшие изменения касались реорганизации земельных участков, в том числе и тех, на которые не оформлены права собственности. По новым правилам даже после проведения такой реорганизации (например, раздела земли), государственная регистрация права собственности осуществляется по стандартной процедуре, отдельного для каждого из земельных участков. Также был принят целый ряд положений технического характера — об определении границ участков, о делении их на делимые и неделимые и т.д.
Можно утверждать, что дело сдвинулось с мертвой точки — государство продолжает стимулировать землевладельцев к регистрации их прав собственности и вовлечению «свободных» земель в общий оборот. Однако говорить о том, что сегодня достигнуты сколько-нибудь значимые результаты в данном направлении, пока рано, хотя, число землевладельцев постоянно увеличивается.
Вполне вероятно, что постепенно упрощая процедуру регистрации права собственности на землю, снимая бюрократические препоны, власти добьются своего — подавляющее большинство эксплуатирующихся населением земель будет оформлено в собственность. Однако, если учитывать, что в настоящее время доля земельных участков, оформленных по всем правилам, составляет не более 20% от общего числа, становится понятно, что впереди предстоит еще немало положительных изменений и немало работы для законодателей.