11.02.2008
В настоящее время деятельность строительных организаций в нашей стране регулируется по принципам лицензирования строительства. На данный момент эта практика является морально устаревшей — она не обеспечивает должной ответственности застройщика перед заказчиком.
Страдают от этого и сроки, и качество выполняемых работ. То, что ситуацию необходимо менять, было понятно еще больше года назад, однако никаких действий в данном направлении пока не было предпринято.
В настоящее время вновь планируется отказ от использования лицензирования строительства и переход строительных организаций на самостоятельное регулирование деятельности. Однако рынок и сами застройщики к этому не готовы. Первая попытка изменить действующее законодательство была предпринята летом 2007-го года, но она оказалась безуспешной.
На тот момент рынок и сами застройщики были не готовы к таким переменам, так же, как и сейчас. По всей вероятности, новый законопроект не будет принят и 1-го августа 2008-го года, как сейчас планируется. За прошедшие с момента первой попытки полгода для того, чтобы изменить ситуацию, не было сделано практически ничего. В результате драгоценное время оказалось упущенным, а сроки перехода от лицензирования деятельности строительных организаций к саморегуляции отрасли, скорее всего, вновь будут перенесены.
Для того чтобы строительные организации смогли осуществлять контроль над своей деятельностью самостоятельно, необходим целый ряд изменений как в порядке их работы, так и в требованиях действующего законодательства. На подготовку одной только законодательной части понадобится по меньшей мере год. Кроме того, застройщикам, вероятнее всего, потребуется создание единой контролирующей организации, принципы работы которой также необходимо продумать.
Как минимум, в результате отмены лицензирования строительства застройщик должен приобрести большую ответственность перед заказчиком. Частично проблему может решить страхование рисков строительной организации, частично — введение административной либо уголовной ответственности за невыполнение условий договора. Кроме этого, должна быть создана единая схема производства оценки качества сдаваемых объектов, ведь именно ее отсутствие сегодня создает так много проблем.
Получается, что работы в данном направлении предстоит немало, а выполнять ее фактически некому. При этом строительные компании находятся в своеобразном подвешенном состоянии — по старой схеме работать уже нецелесообразно, а новая пока не начала действовать. Большая часть участников рынка понимает и принимает необходимость грядущих изменений. В результате принятия нового законопроекта строительные организации должны начать работать по рыночным принципам, в результате чего качественный уровень строительства должен намного вырасти.
Получается, что отказ от лицензирования строительства станет положительным изменением для всех — и для самих застройщиков, которые смогут более оперативно реагировать на изменения условий работы, и для их заказчиков, которые будут получать здания заявленного при составлении проекта качества в оговоренные сроки. Пойдет ли на пользу принятие закона о саморегулировании строительных организаций конечным потребителям (покупателям квартир, арендаторам офисной и торговой недвижимости), пока не ясно. С одной стороны, все те же повышение качества и ускорение процесса возведения зданий, с другой — вполне вероятное удорожание себестоимости строительства.